История Нижнего Архыза

Расцвет Аланской державы

История освоения района начинается в глубокой древности. Археологические находки позволяют установить, что еще в конце ll тысячелетия до н.э. в этих местах жили носители смешенной кобанской и древнеадыгской культур.

Но больше всего памятников оставили после себя аланы, которые жили здесь с начала I тысячелетия. Первоначально аланы представляли собой племенной союз внутри сарматского народа. Во II в., то есть сразу после создания аланского союза, возникла единая поздне-сарматская (или аланская) археологическая культура. Онa отличается поразительным единообразием на широких пространствах от Кавказа до Украины и Поволжья. Со II в. в сочинениях древних авторов появляется общее имя страны — Алания. К середине III века н. э. аланы заняли доминирующее положение на территории Северного Кавказа.

Перейдя Волгу в 372 году, гунны нанесли ряд поражений донским, причерноморским и северокавказским аланам. Великое переселение народов, в результате которого значительная часть аланов ушла в Западную Европу, последующие перемещения кочевых племен, войны и нашествия нарушили территориальное единство аланского населения Восточной Европы. Раннесредневековые авторы подчёркивали кавказское происхождение европейских алан. Кавказ оставался аланской метрополией и после VI в., когда северные аланские степи перешли под контроль Тюркского, а затем Хазарского каганатов. Именно на территории Кавказа и предкавказских степей в указанное время среди прежде разрозненных аланских племён начался процесс централизации и становления аланской государственности.

Через аланские земли издавна проходили важные караванные дороги. В VI в. по территории Алании была проложена трасса Великого шелкового пути. Это произошло в результате ирано-византийских войн. Облагая купцов высокой пошлиной, Иран мешал им торговать с Византией. Тогда караваны из Китая и Средней Азии пошли в обход Ирана. Они стали огибать Каспийское море не с юга, а с севера — двигаясь через Северный Прикаспий на Северный Кавказ. Из Хазарин купцы попадали в Аланию и по перевальным дорогам направлялись в Закавказье и к черноморским портам, откуда могли следовать в Византию и дальше — в Западную Европу и Северную Африку.

По Алании шли караваны с дорогим китайским и согдийским шелком, иранскими, сирийскими и египетскими предметами роскоши. Из северных стран и Хазарии везли меха, воск, мед, лен, кожу, рыбий клей. Возвращаясь с рынков Закавказья и Ирана, Византии и других стран Средиземноморья, купцы увозили на север ковры и богатые ткани, стеклянные сосуды и женские украшения. Торговые караваны облагались таможенной пошпиной. Купцы платили за проезд по аланским владениям, за пользование мостами, за проход через перевалы, за услуги проводников и необходимых в горах носильщиков. Расплачивались обычно товаром. Международная транзитная торговля приносила немалый доход. Провинциальные аланские аристократы одевались в шелка, которые в Иране и Западной Европе использовали только для одежды шахов и королей.

Участие в международной торговле ускорило экономическое, политическое и культурное развитие Алании. Оно способствовало росту аланских городов, ставших центрами ремесла и торговли. Установились широкие хозяйственные и культурные связи со многими народами и государствами. Приумножились богатство и сила аланской знати, выросло благосостояние народа. Военное наемничество перестапо быть самым доходным занятием. Впоследствии все это позволило аланским царям сосредоточить силы для активной деятельности внутри страны и укрепления своего государства. Руины одного из крупнейших городов средневековой Алании, отождествляемых некоторыми исследователями с её столицей — Магасом, расположены близ Нижнего Архыза (Нижне-Архызское городище). Другой крупный город располагался в долине Кяфара, южнее современного посёлка Лесо-Кяфарь.

Зеленчукский храм.
Художник Д.М.Струков. Фрагмент.
Христианство в Аланию проникло из Абхазии. Первоначально его приняла аланская знать, народ же оставался верен своим многочисленным богам. Отсюда соседство христианских храмов и могил с языческими менгирами и захоронениями.
В начале X в. православное христианство стало государственной религией Алании. Таким образом аланские цари стремились укрепить свою власть и союз с Византией. Принятие Аланией христианства в начале X в. было важным внешнеполитическим выбором. Христианизация означала идеологическое закрепление алано-византийского союза и сближение с христианскими Абхазией и Грузией. С середины X в. Алания активно присоединяется к действиям Византии и ее союзников. Аланы совершают совместные походы с русами, грузинами, армянами и византийцами.
На территории Нижне-Архызского городища находятся три великолепных храма, построенные мастерами византийской школы в середине Х века, за несколько десятилетий до возникновения первых христианских культовых сооружений в Древней Руси.

В IX веке Алания становится богатой страной. Армянский автор IX в. Шапух Багратуни пишет: «Это страна, полная всяческих благ, коней и стального оружия, закаленного кровью пресмыкающихся, кольчуг и благородных камений». Все политические, военные и культурные достижения Алании стали возможны благодаря развитому хозяйству.
Ремесленное производство в средневековой Алании было отделено от сельского хозяйства. Сложились ремесленные школы — мастера передавали профессиональные навыки из поколения в поколение. Выпуск массовой продукции был рассчитан на рыночную продажу. Аланская металлургия опиралась на собственные запасы железной, медной и серебро-свинцовой руды. Кузнецы владели технологиями изготовления различных железных и стальных изделий: орудий труда, оружия, предметов конского снаряжения, хозяйственной утвари. Традиции кобанской культуры сохранялись и в обработке цветных металлов, в ювелирном деле. Самостоятельными отраслями ремесла были гончарное дело, ткачество, обработка камня, дерева, кожи. Продукция аланского ремесла становилась товаром внутри страны и участвовала в торговом обмене с другими странами. Аланские купцы были хорошо известны в средневековом мире и занимали видное место в международной торговле. Из Алании вывозили хлеб, мед, воск, скот, меха, кожи, полотняные ткани, оружие и доспехи. По трассам Великого шелкового пути в Аланию поступали товары из Византии, Сирии, Китая, Средней Азии, Ирана, Индии, Египта, соседних стран Кавказа — шелковые ткани и модная одежда, стеклянная и серебряная посуда, женские украшения и предметы туалета, вина и пряности. Многочисленные находки этих предметов сейчас входят в экспозицию нашего музея.
По уровню своего экономического развития и благосостояния народа Алания в IX-XII веках входила в число передовых стран Кавказа и Европы.

Время упадка

Но со временем гордый аланский народ мельчал. На рубеже XII-XIII вв. центральная власть пришла в полный упадок. Феодалы погрязли в междоусобицах. Венгерский монах Юлиан, побывавший в Алании в 1236 г., писал: «Сколько местечек, столько и князей, из которых никто не считает себя подчиненным другому. Здесь постоянная война князя с князем, местечка с местечком». Соседи алан — половцы, не сдерживаемые государством, начали расселяться на равнинной части Алании. Под их напором, особенно сильным в западной части страны, аланское население постепенно отходило к горам. Стали пустеть города. Невиданных масштабов достигла работорговля. Спрос на рабов в странах Востока сделал захват людей обыденным делом. Аланские и половецкие работорговцы организовывали набеги на соседей. Юлиан об этом писал: «во время пахоты все люди одного селения отправляются вооруженными на поле, вместе косят на смежных участках и вообще, выходя за пределы своего селения для рубки дров или какой бы то ни было работы, всегда идут вместе и вооруженными».

В 1238 году в Аланию вторглись монголы. Аланские князья не сумели объединить свои силы. Города Алании один за другим переходили под власть захватчиков. «Мы разрушили город Магас и подчинили твоей праведной власти одиннадцать стран и народов» — писал Бату Удегею. Покоренные аланские княжества вошли в состав Золотой Орды. Лишь горная Алания отстояла свою свободу. Монголы были заинтересованы в хозяйственном развитии своих северокавказских владений. Они восстанавливали захваченные города и строили новые. Так в XIV в. на реке Куме быстро вырос новый город Маджар, где расположилась одна из зимних ставок хана. Уцелевшее аланское население на протяжении XIV в. постепенно восстановило свое хозяйство. Известно, например, что аланы вывозили хлеб на продажу, колонии аланских купцов жили во многих городах Золотой Орды. Подвластное население по-прежнему платило дань и выставляло воинов для татарской армии.

Но в конце XIV века на земли Алании обрушилась новая напасть. В 1394 году Тимур берегом Каспийского моря вышел на Северный Кавказ и 15 апреля 1935 года разгромил ордынцев в грандиозном сражении на Тереке. В 1395 г. после победы над Тохтамышем войска Тимура с севера вошли в аланские ущелья. Вырубая леса и прокладывая дороги, завоеватели совершали рейды в высокогорные районы. Тимур добился того, что никогда не удавалось монголам. Аланские горные области подверглись жестокому разорению. Множество людей было истреблено, крепости и селения были стерты с лица земли, огромные территории обезлюдели. Свой последний поход в Аланию Тимур совершил в 1400 г., когда его войска вошли в горы и с юга, и с севера.
Походы Тимура стали завершающим ударом в череде трагических событий XIII-XIV вв. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию в этот период, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, крушению государственности. Немногие уцелевшие аланы укрылись в горах Центрального Кавказа и в Закавказье, дав начало современным осетинам. После эпидемии чумы, разразившейся в это время, долина Зеленчука была оставлена на долгие века.

Зеленчукская Пустынь

В 1886 г. в эти места, к тому времени уже поросшие вековым лесом, к полуразрушенным храмам, приехали несколько русских монахов с греческого Афона. С этого времени начинается история образования здесь мужского монастыря «Общежительной Свято-Александро-Невской Зеленчукской Пустыни». Монахами обители были полностью восстановлены два храма — Ильинский (Южный), тогда освященный в честь св. благоверного князя Александра Невского, и Троицкий (Средний), освященный как Спасо-Преображенский, возведены доныне сохранившиеся братские корпуса. Монастырь просуществовал до 1918 года. Потом обитель была уничтожена, многие монахи погибли, и в последующие годы имя Христа на этой земле было забыто.
Сегодня территория монастыря принадлежит Нижне-Архызскому историко-археологическому заповеднику. Церковные службы совершаются в одном из трех сохранившихся храмов — самом маленьком и самом древнем храме Пророка Божия Илии. Вокруг храмов еще стоят возведенные когда-то монахами корпуса, но почти все они заброшены и разрушаются от ветров, дождей, и к концу десятилетия, скорее всего, превратятся в руины. Руководство Республиканского государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника не дает согласие на использование монастыря для Церкви, в частности, братского корпуса, который находится в крайне-аварийном состоянии.


Лик Христа
В 1999 году на склонах над противоположным берегом Зеленчука над территорией монатыря был обнаружен Лик Христа, изображённый на скале. Распространено мнение, что Лик является «современником» Аланской Епархии и датируется Х-ХII веками. Но есть указания на более позднее происхождение изображения, созданного во времена существования монастыря. В пользу этого предположения — состав красок, которыми написан Лик, содержит вещества, используемые художниками лишь с XIX века. Литография «Вид монастыря», написанная в 1904 году была нарисована с площадки под Ликом, но сообщений о Лике в источниках того времени не обнаружено. Для точных выводов о времени появления Лика необходимы дальнейшие исследования как самого Лика, так и монастырских архивов.
В наше время к Лику ведёт капитальная стальная лестница, у подножья которой построен храм. Церковь действующая, хотя ее внутреннее убранство отличается скромностью и лаконичностью: один большой зал, без фресок и росписи. Таким же лаконичным и строгим является и внешний облик церкви, в котором очень заметно влияние Нижнеархызских храмов.

Археологические исследования

В 1802 году майором русской армии Потёмкиным был произведён осмотр храмов Зеленчукского городища, сделаны их зарисовки, составлен общий план местности на которой расположено Нижне-Архызское городище. Материалы его исследований были изданы «Библиографические листы».
В 1829 году начальник Кавказской линии генерал Г. А. Эммануэль поручил итальянскому архитектору на русской службе И. К. Бернардацци исследовать древние церкви. Поездка Бернардацци и его исследования привлекли к древним церквям Карачая (в том числе и Зеленчукским) пристальное внимание общественности, их стали изучать профессиональные археологи, а также исследователи-любители.
В 1867 году братья Нарышкины, совершавшие путешествие по Кавказу «с археологической целью», произвели небольшие раскопки в Северном Зеленчукском храме. В своём отчёте, опубликованном в «Известиях Императорского Русского археологического общества», они приводят рисунки и план храма, а также рисунки найденных в нём вещей.
В конце XIX века исследованием Нижне-Архызского городища занималось Московское археологическое общество. По его поручению в 1888 году эти места посетил известный художник-реставратор и археолог Д. М. Струков, обнаруживший в Зеленчукском ущелье знаменитую плиту с надписью греческими буквами на аланском языке. Им были сделаны акварельные зарисовки не сохранившихся до наших дней фресок со стен Зеленчукских храмов.
В самом конце XIX века на территории городища производил раскопки известный археолог и историк Прикубанья, в частности Карачая, один из основателей общества любителей изучения Кубанской области В. М. Сысоев. Составленные им планы и сделанные фотографии Зеленчукских храмов опубликованы в ряде его статей и монографий на эту тему.
В 1940 году экспедиция под руководством К. М. Петрелевича при раскопках у Северного Зеленчукского храма обнаружила клад драгоценных предметов в котором, помимо золотых украшений, находилась альмандиновая печать IX века с арабской надписью армянского царя Ашота. Сокровища Зеленчукского клада в настоящее время хранятся в Государственном Историческом музее.
В 1961–1972 и в 1978 годах раскопки проводились Зеленчукским отрядом Северокавказской экспедиции Института археологии Академии Наук под руководством В. А. Кузнецова. В результате археологических исследований были вскрыты участки городища: жилые, хозяйственные и производственные помещения, выявлены остатки христианских церквей и часовен, при которых имелись захоронения с вещами X–XII веков.

Режим работы музея:
понедельник — пятница, 8:00 до 16:00, перерыв с 12:00 до 13:00.
По организации экскурсий и посещению музея в нерабочее время — звоните!
8-938-032-16-49
Стоимость билетов: взрослый — 60 рублей,
детский (7-12 лет) — 20 рублей.