Сарматская культура

Коллекция предметов сарматской культуры нашего музея включает в себя 29 единиц хранения.

Древнейшая форма имени сарматов — «савроматы». Образование савроматского союза племен произошло в ту эпоху, когда скифы совершали походы в Переднюю Азию и завоевывали Северное Причерноморье. До этого времени общие предки савроматов и европейских скифов жили на равнине между Кавказом и нижним междуречьем Волги и Дона. Есть даже предположение, что савроматы участвовали в скифских походах за Кавказ. Но уже к VI в. до н.э. граница между землями скифов и савроматов проходила по Дону и предкавказским степям южнее рек Маныча и Кумы. Став восточными соседями скифов, савроматы кочевали на степных просторах Поволжья и южного Приуралья.
Савроматы были одним из скифских народов, частью скифского мира — так же, как европейские скифы, азиатские саки и другие объединения североиранских кочевников. Историк Геродот отмечал, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Однако степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. Поэтому савроматы говорили на искаженном скифском языке.
Регионом формирования сарматов принято считать поволжско-приуральские степи. По-видимому, сарматы отделились от основной массы скифов довольно рано. По свидетельствам древних историков, сарматы — племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами.

Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Оружие сарматов отличается от скифского. Так, например, вместо короткого колющего скифского меча (акинака) у сарматов используется длинный рубящий конный меч (20), который привешивался к поясу слева. Скифы сражались пешими, сарматы же рубили мечом с коня. Рукоятки сарматских мечей не сохраняются. По отрывочным данным известно, что рукоять мечей они обматывали ремнем, который до наших дней не доходит. Скифские кони отличались трудной управляемостью и капризным нравом. Для того, чтобы конь беспрекословно подчинялся, скифы скопят жеребцов, а также используют «строгие удила» — элемент конской упряжи, псалии которых снабжены острыми шипами (5).
Помимо «строгих» псалий, встречаются прямые гвоздевидные с высокими прямоугольными петлями для прикрепления уздечных ремней (4).

Знатные сарматы носили короткую рубаху, пояс, штаны, мягкие сапоги и плащ, который на плече застегивался фибулой (10).
Пояс застегивался при помощи ременных пряжек (1). Они встречаются в большинстве как мужских, так и женских погребений. Самой типичной формой являются железные кольцевидные пряжки, круглые в сечении, без обойм, с подвижным язычком.
Из украшений сарматского времени в нашем музее хранятся два бронзовых браслета (14), круглопроволочные, с незамкнутыми концами, бронзовая подвеска в полтора оборота (18), а также кольцо с шишковидными выступами (18), которое могло служить амулетом, деталью украшения (подвеска на гривну) или пряжкой для конской упряжи.

Кроме украшений, в женских погребениях широко распространены туалетные принадлежности. Особенно часто в сарматских погребениях встречаются бронзовые зеркала. В нашей коллекции представлено два массивных зеркала, одно (8) — с валиком по краю и круглым отверстием для прикрепления; второе (9) — с тонким валиком по краю. В центре у обоих зеркал имеется коническая выпуклость.

Очень часто в сарматских могилах встречаются железные ножи. В среднесарматское время распространены ножи (2) двух типов: с серповидно изогнутым лезвием и ножи с прямым лезвием и горбатой спинкой. Оба эти типа ножей имели деревянные ручки, насаженные на железный черенок ножа, которые, разумеется, до наших дней не сохранились.

Чаще всего в сарматском захоронении встречается керамика, которая делится на две группы: лепная (горшки, курильницы и кувшины) и гончарная (кувшины, миски). Сосуды располагаются обычно в головах или в ногах покойного. В нашей коллекции представлена миска (3) с коническим туловом и загнутым внутрь венчиком. Склеена из множества фрагментов.
Типичной принадлежностью инвентаря сарматских могил являются глиняные и алебастровые пряслица (12). В нашей коллекции представлено керамическое биконическое пряслице со сквозным круглым отверстием.
Отдельное внимание заслуживает бронзовая изогнутая пластина с острым краем (15) — предположительно, бритвенное лезвие, скребок.
Помимо этого, в коллекции представлен интересный предмет (16), относительно назначения которого существует довольно много версий. Это квадратный плоский камень (песчаник), поверхность которого поделена на секции, на каждой из которых имеются символы (буквы, цифры, руны?..)

Основным источником информации о сарматской культуре являются их многочисленные погребения. Стационарные поселения культуры не обнаружены, поэтому в нашем музее хранится довольно скромная коллекция предметов, относящихся к этому народу.

Режим работы музея:
понедельник — пятница, 8:00 до 16:00, перерыв с 12:00 до 13:00.
По организации экскурсий и посещению музея в нерабочее время — звоните!
8-938-032-16-49
Стоимость билетов: взрослый — 100 рублей,
детский (7-12 лет) — 50 рублей.